Несколько выездов, начавшихся еще когда лежал снег, принесли результат. По найденным фрагментам удалось безошибочно определить самолёт — им оказался МиГ-15бис, выпущенный в 1951 году на заводе №126. Были обнаружены технологические лючки с написанным краской заводским номером, а также фрагмент обшивки с нанесенным через трафарет заводским номером 3106. Полный номер самолёта 1263106.
Кроме этого были обнаружены фрагменты катапультного кресла КК-1, чашка сиденья лётчика, фрагмент кожаного ремня, это означало, что лётчик не успел покинуть самолёт.
Благодаря работе с Центральным архивом Министерства обороны удалось установить обстоятельства катастрофы.
«15.12.1952 года в 610-м истребительном авиационном полку 146-й истребительной авиационной дивизии произошла катастрофа самолёта МиГ-15бис, №1263106, пилотируемого старшим лейтенантом Львовым В.Г.
В 21.09 самолёт МиГ-15бис был поднят на перехват иностранного самолёта, который летел курсом 40° в 110 км западнее о.Монерон. После взлёта, лётчику была дана команда: «Высота 5000, находиться в зоне, в районе аэродрома». После того, как иностранный самолёт взял обратный курс, лётчику была дана команда о выполнении посадки. При пролёте аэродрома, на запрос КП лётчик ответил, что он видит огни и запросил разрешение о выходе на дальнюю приводную радиостанцию. Разрешение было дано, после чего связь прекратилась, а локаторы потеряли его из поля видимости. 16 декабря самолёт был обнаружен в 8 км северо-западнее аэродрома Сокол. Установлено, что самолёт с углом 10-15° и с курсом 90° ударился о землю. Лётчик погиб.
Лётчик, после снижения до высоты 2000 м, решил заход на посадку производить визуально. По показаниям очевидцев, в момент разворота лётчик попал в облачность со снегопадом, и, вероятно, при выходе из облаков восстановил прямолинейный полёт, но из-за недостаточной высоты самолёт ударился о землю»
Самолёт МиГ-15бис №1263106 изготовлен 11.07.1951 г., на заводе №126, двигатель ВК-1 №121317 изготовлен 12.04.1951 на заводе №24
Лётчик, старший лейтенант Львов Василий Григорьевич, родился 30.01.1923 г., в д.Озерово, Фировского района Калининской области.
В 1947 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. С 23.10.1948 года лётчик 610 ИАП 296 ИАД, впоследствии переименованная в 196 ИАД.
Награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» и «За боевые заслуги».
«В том же районе, немного южнее лежат немногочисленные фрагменты ещё одного самолёта, вероятнее всего МиГ-17, т.к. на месте падения найден бронезаголовок от катапультного кресла со шторкой, модель КК-2. Также в этом месте лежат фрагменты двигателя ВК-1. Но к сожалению, пока нам не удалось найти заводской номер самолёта. Есть воронка, в которой мы уже неоднократно работали, но кроме мелких фрагментов и стойкого запаха керосина в ней ничего нет. Через 100 метров, по курсу падения лежат фрагменты самолёта, где и был найден бронезаголовок, а рядом металлический каркас от парашютного ранца, что говорит о том, что лётчик также погиб» — рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Если истребитель МиГ-15бис летел с севера и упал курсом на юг, то характер разброса обломков второго самолёта говорит о том, что он шёл с юго-востока на северо-запад. Кто управлял этим самолётом, и в чем причина катастрофы еще предстоит выяснить в будущем, когда поисковики смогут найти заводской номер самолёта. Кроме этого, стало известно, что там же, на болотах, в середине 50-х годов разбился бомбардировщик Ил-28, но место его падения пока не найдено.
Работы по увековечению памяти погибших военных лётчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства государственной поддержки выделенной в качестве гранта Правительством Сахалинской области в 2020 году.
Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области