Войти с помощью

Сахалинские поисковики установили памятные таблички на местах гибели военных самолётов

Поисковики работали на местах катастроф военных самолётов в Тымовском и Смирныховском районах.

«В Тымовском районе для этого нам пришлось пройти более 7 км вдоль железной дороги. Место падения находится в 50 метрах от железной дороги Южно-Сахалинск — Ноглики, на 513 км+650 м. На месте падения самолёта глубокая длинная воронка, вокруг которой разбросаны фрагменты самолёта, рядом один из двигателей АШ-82фн, виновник трагедии. Левый двигатель с заводским номером 8292831» — рассказывает активист «Поискового движения России» Алексей Охрименко.

«По архивным документам установлено, что 08.04.1946 года в 454-м БАП, 334-й БАД произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2, заводской № 2/30. Экипаж погиб.

«Летчик, лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винто-моторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.

Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись»

Экипаж: Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович, родился 04.04.1924 г., в с.Боровенька Ворошиловоградской области.

Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович, родился в 1920 году, в г.Ташкенте.

Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г.р.

Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович, 1924 г.р.

Место захоронения экипажа пока не найдено, на кладбище с.Зонального много могил без табличек.

В Смирныховском районе, возле с.Победино табличку установили на месте падения штурмовика Ил-10.

Работы на месте падения начались весной 2019 года, а продолжились осенью. Поисковики откачивали воду мотопомпой из воронки, перебирали глину — искали номерные детали крылатой машины и признаки присутствия экипажа на борту в момент падения. Чтобы найти заветный номер, пришлось полностью, до дна, выбрать все обломки из воронки и почти в самом конце работ нашли технологический лючок с номером 4129. Ранее, на найденном прицеле были выбиты точно такие же цифры, но уверенности, что это заводской номер не было. Никаких признаков, что с самолётом погиб экипаж найдено не было. Ни личных вещей, ни пряжек парашютной системы, лишь часть лётного планшета, прозрачный пластик от кармана для карты. Оставалась надежда, что лётчик и воздушный стрелок успели покинуть самолёт.

Несколько месяцев потребовалось, чтобы по номерам самолёта и двигателя установить экипаж.

Благодаря ЦАМО РФ удалось найти архивные документы  в которых сказано: «29.06.1951 года в 973-м штурмовом авиационном полку произошла катастрофа самолёта Ил-10, 1894129, мотор АМ-42, 462124. Экипаж погиб, самолёт разбит».

Лётчик старший лейтенант Закревский Яков Евтихеевич, 1921 г.р., уроженец с.Головеньки Винницкой области УССР.

Начинал службу в 1940 году в 140-м гаубичном артиллерийском полку. В 1942 году поступил 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов УрВО. После чего, в 1945 году направлен в 50-й запасной авиаполк КВО, г.Житомир.

Награжден медалями «За Победу над Германией», «30-лет Советской армии и флота», «За боевые заслуги».

Воздушный стрелок младший сержант Хлебенков Василий Яковлевич.

Других сведений по воздушному стрелку и обстоятельствам катастрофы найти пока не удалось. Это уже третий самолёт погибший с экипажем в 973-м ШАП.

После установки таблички, в память о погибших экипажах прозвучали холостые выстрелы в воздух.

Также, в Поронайском районе возле р.Хвойная и г.Маклая несколько лет назад активистам «Поискового движения России» показали фрагменты самолёта Ил-10.

Долгое время не было возможности снова попасть туда, но когда вернулись, почти сразу удалось найти лючок через который заряжали авиационную пушку ВЯ-23 с цифрами 1030, которые означали заводской номер самолёта.

Было понятно, что самолёт дислоцировался на аэродроме с.Гастелло в одном из штурмовых авиационных полков, но что произошло и какова судьба экипажа было неизвестно. В ЦАМО РФ был отправлен запрос, ответ пришёл через несколько месяцев.

В архивной справке говорится:

«07.07.1949 г., в 14.34 в 9 км южнее аэродрома Гастелло (Южный Сахалин) произошла авария самолёта Ил-10 №1891030 из 1-й авиаэскадрильи 264-го ШАП 159-й ШАД.

Цель полёта — облёт самолёта после ремонта мотора (по кругу). На взлёте, в момент отрыва, мотор дал резкий перебой в работе, после чего стал работать нормально. На высоте 25-30 метров мотор вновь стал давать резкие перебои, чередуясь с нормальной работой, при этом с обеих сторон, в момент перебоев, наблюдались чёрные выхлопы. Через 1.5-2 минуты мотор отказал полностью. Лётчик произвёл вынужденную посадку с убранным шасси на горелый лес. Самолёт полностью разбит, подлежит списанию, мотор требует контрольной переборки. Экипаж невредим.

Согласно выводам комиссии, виновником аварии является завод-изготовитель.»

Состав экипажа:

Командир звена лейтенант Борисенко Леонид Никитович, 1921 года рождения.

Авиационный моторист старший сержант Трефилов Виктор Фёдорович 1925 г.р.

Самолёт Ил-10 №1891030 изготовлен 29.04.1947 г. на заводе №18, мотор АМ42 №461412 изготовлен 04.02.1947 г. на заводе №24. Мотор прошёл восстановительный ремонт.

«Радует то, что не все места где обнаружены фрагменты самолётов связаны с гибелью лётчиков. На сегодня, это уже третий аварийный самолёт, на котором мы работали. У нас есть информация о ещё двух самолетах, но места их падения мы пока не нашли — рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения „Поискового движения России“ Артем Бандура.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта „Вечный полёт“ на средства гранта Правительства Сахалинской области.


Источник: Поисковое движение России
12:01
108
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Авторизация
Форум
Всего
Количество форумов: 34.
Количество тем: 43.
Количество сообщений: 69.
За последний месяц
Количество сообщений: 2.
Обсуждения
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 21:22
Сообщений в теме: 2
Просмотров: 7782
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 20:32
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 5892
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 20:28
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 5478
Топ сообщений на форуме
В своих старых архивах отыскал статью от одного известного специалиста, скачено на одном из интернет сайтов....
Автор: Soldat
Создано: 18 сентября 2019 в 20:35
Рейтинг: 1
Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист. информации 1239
Создано: 15 марта 2020 в 17:51
Рейтинг: 1
Людмила Чанова( Даровских): Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист....
Автор: Admin
Создано: 22 марта 2020 в 23:18
Рейтинг: 1
А что нужно для печеного в золе картофеля? Картофель — сколько душе угодно Костер с кучей золы 1. Для приготовления картошки нужен долгогорящий костер. Аккуратно убираем костер в сторону, и на том месте где он был, лопаткой или палкой вырываем в золе ямку. 2....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 22:55
Что потребуется для вкуснейшего супа с копчёностями: -Вода из ручья — 4 литра. -Горох — 500 гр. -Тушенка из говядины (или свинины) — 1-2 банки (в зависимости от возможностей) -Сырокопченая или любая копченая колбаса — 150 гр. -Картошка — 2 шт. -Репчатый лук — 1 шт....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 23:01

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Наркомпоиск обязательна (в интернете — гиперссылка).