В своем выступлении ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России», Елена Цунаева отметила, что необходимо решить вопрос о воспитании интереса к такой работе не только у учеников, но и у учителей. « Патриотические мероприятия, действенные по своей сути, не должны превращаться в формальные» , – сказала она. – Необходимо работать с учителями и студентами педагогических вузов, объяснять им, почему так важно проводить с ребятами воспитательную работу, в том числе по военно-патриотическому направлению» . Нужно также поддерживать связи с общественными организациями, развивать сотрудничество с ними, сказала она.
Кроме того, заявила Елена Цунаева, необходимо начать работу над подготовкой новой программы по патриотическому воспитанию. «Надеюсь, что педагогическое сообщество присоединится к решению этой проблемы, чтобы понять необходимость, перспективы и формат нового документа».
В своем обращении к участникам совещания министр просвещения России Ольга Васильева обратила внимание на то, что «именно воспитание является ключевым в нашем образовательном процессе». Важность этой проблемы очевидна уже и другим странам мира, сказала она, приведя в пример опыт коллег из Китайской Народной Республики, сформулировавших пять приоритетных направлений по воспитанию гражданина КНР. «И нам от громких слов и лозунгов надо переходить к практическим шагам и к конкретизации действий в этой труднейшей работе», – заявила министр.
Для этого необходимо усовершенствовать систему гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в стране. Ольга Васильева рассказала участникам совещания об опыте и практической реализации программы патриотического воспитания в разных регионах страны, о региональных центрах патриотического воспитания в 35 регионах страны, о всероссийских патриотических акциях – «Письма Победы» и других, охвативших большое количество детей.
В свою очередь модератор совещания, советник при ректорате МПГУ Наталья Склярова подчеркнула, что проблема подготовки педагогов в плане гражданской идентичности связана с общественными условиями, а также особенностями используемых воспитательных технологий. И здесь необходимо единое пространство педагогического образования, сказала она. «В стране 39 педагогических вузов, обладающих широкими возможностями, но система СПО имеет больший потенциал – это 450 организаций », – подчеркнула она.
Большую помощь в работе может оказать создание единого образовательного ресурса. «В едином образовательном пространстве должны быть выстроены единые критерии оценки уровня формирования гражданской зрелости будущего учителя», – сказала она. «Именно поэтому нами, в МПГУ, разработан комплекс мер по формированию гражданской идентичности будущего учителя России», сказала она, предложив собравшимся ознакомиться с опытом Университета.
В завершение участники совещания попросили О.Ю. Васильеву поддержать инициативу, связывающую Ассоциацию педагогических университетов и Ассоциацию педагогических колледжей, в единое образовательное пространство, а также идею создания совета по сопровождению комплекса мер, направленных на формирование гражданской идентичности будущих учителей России в рамках федерального проекта «Учитель будущего». Предложения участники совещания направят министру просвещения России в самое ближайшее время.