Войти с помощью

Кожедуб Иван Никитович (1920-1991)

Кожедуб Иван Никитович – самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии – маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. Согласно официальным данным И.Н. Кожедуб – наиболее результативный советский летчик-истребитель.

Родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Ивотской волости Новгород-Северского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области, Украина). Украинец.
Он был младшим из пяти детей.

Его отец был довольно необычным человеком для своего социального положения; работая на фабрике и занимаясь сельским хозяйством, он находил время читать книги и даже сочинять стихи. Он был религиозным, строгим и настойчивым наставником.

Однажды отец Ивана, несмотря на протесты матери Ивана, отправил своего 5-летнего сына охранять по ночам сад. Много позже Иван спросил своего отца об этой ситуации, указав, что воры здесь редкость, и что бы ни случилось, от такого сторожа было бы мало толку. Отец ответил: «Я приучил тебя к трудностям».

В шесть лет Иван научился читать и писать и вскоре пошел в школу. В 1934 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1936 году – 9 классов школы в городе Шостка. Во время учёбы в старших классах работал в школе библиотекарем. В 1936–1940 годах учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Параллельно с учёбой поступил в Шосткинский аэроклуб.
В апреле 1939 года Кожедуб совершил свой первый полет. На любознательного юношу произвела большое впечатление красота родного края, открывавшаяся ему с высоты 1500 метров.

Великая Отечественная война
В армии с февраля 1940 года. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, где последовательно прошёл подготовку на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Был оставлен лётчиком-инструктором в Чугуевской авиашколе, которая осенью 1941 года была эвакуирована в город Чимкент (ныне город Шымкент, Казахстан). В ноябре 1942 года И.Н. Кожедуба направили в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда он попал в 240-й истребительный авиационный полк, который в это время проходил переформирование в 2-м и 14-м запасных авиационных полках (на станции Сейма и в городе Иваново).

Кожедуб Иван

С начала войны И.Н. Кожедуб неоднократно писал рапорты об отправке на фронт, но его просьбы были удовлетворены только осенью 1942 г., когда И.Н. Кожедуб направлен в Москву, а затем в 240 истребительный авиаполк, имевший на вооружении новейшие истребители Ла-5.
Он вспоминает: «Не раз просил о переводе на фронт. Но для фронта требовались хорошо подготовленные летчики. Тренируя их для будущих сражений, я тренировал и себя. В то же время приятно было слышать об их подвигах на фронте. В конце 1942 года меня отправили учиться управлять новым самолетом — Лавочкиным Ла-5. После марта 1943 года я наконец оказался на действительной службе ».

На первое боевое задание Иван Никитович вылетел 26 марта 1943 года, но попал под огонь, его самолет был серьезно поврежден парой Messerschmitt Bf 109. Он смог посадить свой истребитель, но самолет был разрушен.

После этой первой операции он несколько месяцев выполнял полеты на довольно старых самолетах, прежде чем получил новый Ла-5 с бортовым номером 75. Самолет был назван в честь известного советского летчика, Героя Советского Союза Валерия Чкалова.

В воздухе
Во время Курской битвы 23-летний летчик Иван Кожедуб открыл свой боевой счет. 6 июля 1943 года, вступив в бой с 12 самолетами противника в составе эскадрильи, молодой летчик одержал первую победу, сбив фашистский бомбардировщик Ju-87. На следующий день он одержал новую победу, сбив еще один Ju-87. 9 июля Кожедуб одновременно уничтожил два истребителя Bf-109.

К октябрю 1943 года старший лейтенант Кожедуб произвел 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. К тому времени он на равных сражался с немецкими асами. Кожедуб умело сочетал технику пилотирования с навыками стрельбы.

В столкновениях за Днепр летчики авиаполка Кожедуба встретили эскадрилью Геринга Jagdgeschwader 51 (JG 51) Mölders и выиграли дуэль. Иван Кожедуб увеличил свой боевой счет. За 10 дней ожесточенных боев лично сбил 11 самолетов противника. Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза 4 февраля 1944 года.

Жестокий, неутомимый, храбрый и искусный, Кожедуб был идеальным воздушным истребителем. Его отношение к своему самолету было религиозным. Кожедуб как-то сказал: «Мотор работает исправно. Самолет послушен каждому моему движению. Я не один — со мной мой боевой друг» . Для Кожедуба это не было поэтическим преувеличением или метафорой; подходя к кабине перед взлетом, он всегда находил ласковые слова в адрес своего самолета.

В мае 1944 года Кожедуб был произведен в капитаны и стал командиром эскадрильи. Имея за плечами 38 воздушных побед, он получил новый Ла-5Ф — подарок колхозника Василия Конева. Конев дал деньги Красной Армии и попросил построить самолет на имя своего племянника подполковника Георгия Конева, летчика-истребителя, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена, и самолет был передан Ивану Кожедубу.

летчик Кожедуб

К середине 1944 года гвардии капитан Иван Кожедуб выполнил до 256 боевых вылетов и сбил до 48 самолетов противника. 19 августа 1944 года он был награжден второй  Золотой звездой.

Однажды в воздушном бою над территорией противника был подбит Ла-7 Кожедуба. Когда двигатель заглох, Кожедуб не сдался, а выбрал цель на земле и начал пикировать. Когда он был близко к земле, двигатель внезапно снова заработал, и Кожедуб вывел самолет из пикирования и благополучно вернулся на свою базу.

19 февраля 1945 года в ходе военной операции под Франкфуртом (Одером) Кожедуб уничтожил самолет Ме-262, пилотируемый офицером Куртом Ланге. Ме-262 был немецким реактивным самолетом.
В тот день, поднявшись в воздух вместе с Дмитрием Титоренко, Кожедуб наткнулся на неизвестный самолет, летевший на недостижимой для Ла-7 скорости на высоте 3500 метров.

Кожедуб позже описал эту дуэль: «Что это? Мой напарник поспешил открыть огонь по противнику! Но вдруг немецкий самолет начал двигаться влево на меня. Дистанция резко сократилась, и я подошел к противнику. С непроизвольным возбуждением я открыл огонь. Реактивный самолет рухнул и упал » .

22 апреля 1945 года Кожедуб был атакован парочкой американских истребителей F-51 «Мустанг». Но вскоре после атаки они горько пожалели бы о своей наглости. Уже через две минуты один из «Мустангов» разлетелся вдребезги, второй пилот. едва успел прыгнуть с парашютом.

За годы войны Кожедуб произвел 330 успешных вылетов и 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. 18 августа 1945 года за воинское мастерство и личное мужество ему вновь было присвоено звание Героя Советского Союза.

Послевоенная карьера
После войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную авиационную академию.

В Корейской войне прославленный советский ас Иван Никитович Кожедуб командовал 324-й истребительной авиадивизией. Советский Союз тщательно скрывали участие в той войне. Летчики ходили в форме НОАК, фотографий в личных документах не было. Их даже заставили изучать китайский язык, чтобы радиопереговоры они вели в воздухе на-китайском, что, конечно, завершилось неудачей.

Официальный псевдоним Кожедуба в Корейской войне-Крылов, но летчик шутил, что на десять месяцев он стал Ли Си Цином.

Для американцев не было секретом, что же это за «китайцы» воюют против них, но предпочитали об этом помалкивать. У них не было неопровержимых доказательств.
Дивизия под командованием Кожедуба в боях в небе Северной Кореи сбила 215 вражеских самолетов, потеряла 52 МиГа. Домой не вернулись десять летчиков.
Ивану Никитовичу запрещалось вылетать на выполнение боевых заданий. Поэтому к немецкому счету в шестьдесят два сбитых немецких самолета, он не добавил ни одного американского. Но позже участники тех событий рассказали, что несколько раз Иван Кожедуб все же поднимался в небо.

генерал Кожедуб

В 1956 году он вошел в состав Генштаба Военной академии. С 1971 г. служил в Центральном Управлении ВВС, с 1978 г. — в группе генеральной инспекции Минобороны СССР. В 1985 году он стал маршалом авиации.

Иван Кожедуб скончался 8 августа 1991 года.

Примечания:
По не совсем понятным причинам, в послевоенных аттестациях И.Н. Кожедуба почему-то указывалась цифра в 60 лично сбитых самолётов (хотя в оперативных и иных документах за ним числится 64 личные победы).

Воинские звания:
сержант (01.1941)
старший сержант (03.1942)
младший лейтенант (15.05.1943)
лейтенант (05.08.1943)
старший лейтенант (10.11.1943)
капитан (24.04.1944)
майор (19.11.1944)
подполковник (20.01.1949)
полковник (03.01.1951)
генерал-майор авиации (03.08.1953)
генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
генерал-полковник авиации (29.04.1970)
маршал авиации (07.05.1985)


0
37
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Авторизация
Форум
Всего
Количество форумов: 34.
Количество тем: 43.
Количество сообщений: 61.
За последний месяц
Количество тем: 33.
Количество сообщений: 37.
Обсуждения
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 21:22
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 61
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 20:32
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 53
Автор: Admin
Создана: 11 мая 2021 в 20:28
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 52
Топ сообщений на форуме
В своих старых архивах отыскал статью от одного известного специалиста, скачено на одном из интернет сайтов....
Автор: Soldat
Создано: 18 сентября 2019 в 20:35
Рейтинг: 1
Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист. информации 1239
Создано: 15 марта 2020 в 17:51
Рейтинг: 1
Людмила Чанова( Даровских): Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист....
Автор: Admin
Создано: 22 марта 2020 в 23:18
Рейтинг: 1
А что нужно для печеного в золе картофеля? Картофель — сколько душе угодно Костер с кучей золы 1. Для приготовления картошки нужен долгогорящий костер. Аккуратно убираем костер в сторону, и на том месте где он был, лопаткой или палкой вырываем в золе ямку. 2....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 22:55
Что потребуется для вкуснейшего супа с копчёностями: -Вода из ручья — 4 литра. -Горох — 500 гр. -Тушенка из говядины (или свинины) — 1-2 банки (в зависимости от возможностей) -Сырокопченая или любая копченая колбаса — 150 гр. -Картошка — 2 шт. -Репчатый лук — 1 шт....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 23:01

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Наркомпоиск обязательна (в интернете — гиперссылка).