Войти с помощью

Мы ветер и крик журавлей

Наш военно-патриотический клуб привел в военную археология Александр Петрович Морзунов, командир демянского поискового отряда «Находка». Первый поход наших мальчишек состоялся 20 июня 2010 года. В ходе этого похода удалось поднять останки девяти воинов. Это были солдаты, которые в составе 34 армии Северо-западного фронта в октябре 1941 года остановили фашистские полчища на подступах к Валдаю. Тогда для ребят все было впервые: тягач ГТТ, ручная граната, диск от пулемета, саперная лопатка и, конечно, черная капсула с именем Маслова Владимира Григорьевича из Удмуртии. Потом были деревни Цемена и Подбереза Демянского района, Ожееды и Кулотино Маревского, Лобаново и Мысловичи Вадлайского районов. Каждый новый поход открывал что-то новое и неизведанное. Возвращались с той далекой войны солдаты, в медальонах читались их имена: Букреев Иван Ефимович из Курска, Буров Иван Васильевич из Рязанщины, Артамонов Тимофей Алексеевич из Москвы, Свалухин Григорий Юдович и Бельтюков Федор Николаевич из Свердловской и Кировской областей. Пехотинцы, минометчики, танкисты … Погибшие в неравном бою за нашу Родину вот уже 70 лет лежат незахороненными в лесах и болотах Новгородчины. Несправедливо, обидно, больно…

поисковый отряд

6 ноября 2011 года. Демянский район гора Ореховно. 288 метров над уровнем моря. Ледяной северный ветер и на улицу выходить не хочется. Но военно-патриотический клуб «Демянск» снова в поисковом походе. На этот раз мы идем искать самолет. Наш первый самолет. В прошлое воскресенье здесь были охотники во главе с егерем Иваном Петровичем Степановым. Именно он увидел под ногами мелкие обломки самолета и показал их Главе Демянского района Александру Петровичу Федорову, который в этот день был в команде охотников. Федоров позвонил Александру Петровичу Морзунову, и поисковый отряд «Находка» вместе с военно-патриотическим клубом «Демянск» прибыли на место падения самолета. Из легковых машин пересаживаемся на поисковый ГАЗ-66. Тесный кунг «газика» с трудом вмещает большой поисковый отряд, состоящий из тринадцать человек и поисковую собаку Джека. От военно-патриотического клуба «Демянск» восемь бойцов – четырнадцатилетних мальчишек и девчонок. Костя Шевцов, Антон Русаков, Миша Степанов и Илья Смирнов уже не новички в поисковом движении, а девочки Вика Мурашова, Настя Иванова и Ира Данилова на раскопках впервые. И сразу самолет… ГАЗ-66 медленно движется на юг в сторону деревни Девятовщина. Дорогой это назвать нельзя, так как её просто нет. Два километра тянутся бесконечно. И ещё километр через болотину пешком. Александр Петрович показывает большую воронку среди леса и несколько обломков самолета, которые им удалось найти в прошлый поход.

вахта памяти
Бронированный штурмовик ИЛ-2. Наряду с Т-34 и ППШ символ нашей Победы. Наши авиастроители и летчики уважительно называли его «летающий танк». Фашисты называли его «черная смерть» и «чума». Самолет был принят на вооружение Красной армии в 1940 году и до конца Великой Отечественной войны выпускался в Москве и Куйбышеве. До 1943 года самолет был одноместным, затем его стали выпускать новой кабиной и местом для воздушного стрелка. В боях под Демянском в 1941 – 1942 годах немцы господствовали в воздухе. Большими были потери наших боевых самолетов. В последние годы поисковиками проводится большая работа по поиску мест падения боевых машин и установлению судеб летчиков. И вот в этой работе участвуем и мы – военно-патриотический клуб «Демянск».

поисковые работы
Для работы разделились на три группы и распределили направления поиска. В каждой группе по металлоискателю. Работа «закипела» с первых минут: сигнал прибора, удаляем дерн, и Вика Мурашова извлекает из земли часть пулеметной ленты с патронами. «Находки» на каждом шагу: фрагменты брони, обломки крыла и шасси, трубки, кронштейны, патроны… Ира с Настей пытаются поднять большой фрагмент обшивки самолета. Самим не донести — приходится помогать. Переходим на соседнюю сопку – там «пусто». Возвращаемся к месту падения и извлекаем мелкие детали, которых очень много.

поисковики

Три часа прошли как один миг. Пора пообедать. Усталые поисковики собираются к костру. Ребята рассматривают солидную гору обломков самолета и делятся впечатлениями. Уже сделано главное – найден лист брони, на котором выбит заводской номер. А значит, есть о чём запрашивать архив – о сводках по этому самолету. За разговорами всё, что взяли с собой, съели быстро, согрелись горячим чаем. И снова за работу. На расстоянии 200 метров от места падения самолета группа Александра Петровича находит обломки двигателя: коленвал, три распредвала, шатун. На шатуне заводской номер. Впечатляют размеры коленвала – 1,5 метра в длину. Его с трудом поднимают двое взрослых. Александр Петрович рассказывает ребятам, что на ИЛ-2 устанавливался двенадцати цилиндровый двигатель мощностью 1700 лошадиных сил. Прочитать об этом в книжке – это одно, но когда вот так, то запомнишь на всю жизнь. Интересными находками стали два измерительных прибора, на одном из которых уцелела шкала. Но главная находка была впереди. На южном скате холма удалось обнаружить элементы парашюта и компас. Значит, летчик должен быть где – то здесь. Все вместе проверяем место, но останки летчика обнаружить не удаётся. Решили приехать сюда ещё раз и продолжить поиски.

военная археология
Домой ехали как всегда уставшими и с мыслями о том, что сегодня сделали что-то большое и очень важное. Это ещё один шаг по той трудной дороге, которую мы избрали для себя, когда пришли в военно-патриотический клуб, когда пришли в военную археологию.

В мой 40-летний юбилей, 10 ноября, позвонил Александр Петрович и сообщил, что летчик действительно там. С Виктором Михайловичем Беловым, поисковиком, они нашли его останки рядом с тем местом, где мы искали. Останки были «верховые», находились под слоем дёрна в беспорядочном состоянии. Кости рук переломаны. Медальона и личных вещей обнаружить не удалось. Договорились вместе продолжить поиск.

парашютные пряжки
Александра Петровича Морзунова я знаю не первый день. И его голос в телефонной трубке 13 ноября был голосом бесконечно счастливого человека: «Леонид, поздравляю всех нас! Нашли всё: и самолёт, и летчика! Лейтенант Квасников Виктор, 1918 года рождения, из Саратовской области, город как-то на Ат… 29 сентября 1941 года не вернулся с боевого задания». Я говорю: «Если Саратовская, то может быть Аткарск, я там был в прошлом году проездом в Саратов». Он в ответ: «Точно, Аткарск! Есть и улица и номер дома. А этот маленький обломок фюзеляжа, на котором был номер самолета, это ты его со своими ребятами нашел. Передай им огромное спасибо!»

Я был вне себя от счастья. За 2 года работы в поиске это не первое имя, возвращенное нами из небытия, но почему-то от имени этого 23-х летнего парня из далекой Саратовской области зачесались глаза. В ОБД «Мемориал» я сразу нашёл донесение о безвозвратных потерях 272 истребительного авиаполка за № 1490 от 11 ноября 1941 года. В нем указано, что «лейтенант Квасников Виктор Гаврилович, командир звена, 1918 года рождения, Саратовская область, город Аткарск, улица Революционная, дом 207. Жена -Квасникова Евгения Степановна. 29.09.1941 года не вернулся из боевого задания».

поисковый отряд россии
Наверное, мы не узнаем причину падения самолета лейтенанта Квасникова. Но теперь мы знаем главное: молодой лётчик погиб в бою вместе со своей боевой машиной, защищая нашу Родину. Рассказывая об этом своим юным поисковикам на занятии военно-патриотического клуба, я увидел, что ребята испытывают чувство гордости за свой маленький вклад в большое дело. А значит, впереди у нас новые походы и новые, возвращенные из небытия, имена.
 
Леонид Польский







0
652
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Авторизация
Форум
Всего
Количество форумов: 34.
Количество тем: 51.
Количество сообщений: 81.
Обсуждения
Автор: sonnick84
Создана: 15 мая 2023 в 15:09
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 2489
Автор: sonnick84
Создана: 7 мая 2023 в 13:51
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 2574
Автор: sonnick84
Создана: 2 мая 2023 в 22:09
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 1969
Топ сообщений на форуме
В своих старых архивах отыскал статью от одного известного специалиста, скачено на одном из интернет сайтов....
Автор: Soldat
Создано: 18 сентября 2019 в 20:35
Рейтинг: 1
Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист. информации 1239
Создано: 15 марта 2020 в 17:51
Рейтинг: 1
Людмила Чанова( Даровских): Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист....
Автор: Admin
Создано: 22 марта 2020 в 23:18
Рейтинг: 1
А что нужно для печеного в золе картофеля? Картофель — сколько душе угодно Костер с кучей золы 1. Для приготовления картошки нужен долгогорящий костер. Аккуратно убираем костер в сторону, и на том месте где он был, лопаткой или палкой вырываем в золе ямку. 2....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 22:55
Что потребуется для вкуснейшего супа с копчёностями: -Вода из ручья — 4 литра. -Горох — 500 гр. -Тушенка из говядины (или свинины) — 1-2 банки (в зависимости от возможностей) -Сырокопченая или любая копченая колбаса — 150 гр. -Картошка — 2 шт. -Репчатый лук — 1 шт....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 23:01

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Наркомпоиск обязательна (в интернете — гиперссылка).