Войти с помощью

Откровенный разговор

Едешь порой по России день, другой, третий, и всё она не кончается. За это время, думаешь, Европу раза три уже объехать можно было бы. А у нас ни конца, ни края: леса нехоженые, степи привольные, поля бескрайние, болота непроходимые, реки могучие и речушки тихие, неприметные, скромные, равнины просторные, рощи березовые кружевные, нежные. И так становится на душе радостно и тоскливо. Только в русской душе эти два противоположных чувства возникают одновременно, обозначая характерное для нашего человека состояние «Хорошо-то как!»
 
зайцева гора

В тот день мы долго ехали по Смоленщине. Дорога ухабистая, унылая. Изредка промелькнет мимо деревня на десяток покосившихся домов, и снова леса да болота. Ржавые кривые указатели виновато смотрят туда, где еще недавно жили люди. Вон там, совсем рядом, за лесом, «Бояринцево – 3 км», «Лопино – 1,5 км»… А теперь на сотни километров вокруг безлюдье, только память бродит вдоль дорог бесприютная, неприкаянная. Через каждый десяток вёрст на обочинах стоят огромные щиты, которые поначалу издали принимаешь за обозначение дорожных развязок, но вдруг вспоминаешь, что развязывать-то тут нечего. Останавливаешься…

«ЗДЕСЬ у Зайцевой горы полегло 70 000 бойцов.
Чтобы ты мог дышать».
«ЗДЕСЬ погибли более 700 бойцов 296 пулеметного батальона.
Они отдали жизни ради твоих детей».

Мертвые деревни, щиты-погосты, разбитая, кажущаяся бесконечной, дорога, а между всем этим мелькают оазисами проданные кусочки Родины: «IKEA», «METRO», «KVB Production». Мы продали – они купили. Ничего личного. Только гранитные солдаты на братских могилах вдоль смоленских дорог смотрят тяжелым каменным взглядом.

День уже клонился к вечеру. На ночлег остановились на подъезде к первому по пути небольшому городку. Быстро разбив на холме лагерь и перекусив по-походному, разбрелись по палаткам.

Мне спать не хотелось. Солнце еще золотило верхушки сосен, заливая остатки дня янтарным светом; внизу, в долине, затихал городок, то тут, то там вспыхивая огоньками уютных домов.
– Я присяду? – спросил сзади усталый голос
– Садись, – отвечаю, немного подвинувшись в сторону.

Солдат был уже немолодой, лицо, давно небритое, серое от пыли и пороха, на разорванной на груди гимнастерке запеклась кровь. Он сел рядом на камень и, ссутулившись, тяжело опустил между колен длинные руки.
– Ты из боя? У тебя все лицо в копоти?
– Да, всё. Отстрелялся, – он достал из кармана гимнастёрки самокрутку, аккуратно расправил ее опухшими, окровавленными пальцами. – Будешь?
– Нет, не курю.
– А я буду. Перед боем не успел. Только собрался, да немец как дал из всех орудий.
– Ты пулеметчик?
– Нет, миномётная рота.

Солдат жадно курил, глядя, прищурившись, на заходящее солнце.
– Хорошо у вас тут, мирно, красиво. Не зря мы, значит… Вон вы сколько понастроили.
– Это не наше, солдат.
– А чье же?
– Вон, видишь, где много машин, это завод немецкий, а вон там, большой, как коробка, это финская мебельная фабрика, а где трубы дымят, на горизонте, там французы обосновались, удобрения какие-то варят. Продолжать?
– Нет, – хрипло ответил солдат. Папироса уже тлела в его черных, онемевших к боли пальцах. Он бросил на землю пилотку, с силой втоптав ее в землю разбитым, прохудившимся, запыленным сапогом. – Значит, продули мы фрицам поганым!
– Нет, солдат, вы победили. А потом они нас, но уже без боя. Профукали мы страну, солдат.
– Я бы сказал грубее.

Мы замолчали: я от чувства вины, он от досады и боли.
– А вон там, где много огней, что у вас?
– Это заправка. Там мы заправляем свои немецкие, французские, китайские машины.

Солдат с силой зажмурил глаза и закрыл лицо просоленной, пыльной рваной пилоткой. Помолчав, он продолжил глухим, далёким голосом.
– Нашу роту вчера туда отправили. С тыла высотку эту взять хотели. Вон там, на склоне, южнее, ротный наш лежит. Он в атаку ребят поднял. Сам пацан еще. Только после училища. Сережей, кажись, звали или Володей. Спутал я их. Они у нас часто менялись, считай, после каждого такого боя. А в сторонке, где огней много, расчет пулеметный лежит, земляки мои.
– Ты сам-то откуда?
– Смоленский я. Деревня моя недалёко тут, Савенки. Не слыхали?
– Сегодня там проезжали. Была когда-то такая.
– Эх, все-таки спалил фриц!
– Нет, солдат, немцы ее не сожгли. Мы сами ее уничтожили.
– Зачем?
– Понимаешь, солдат, революция у нас была лет двадцать назад.
– Что, опять царя скидывали, от буржуев народ освобождали?
– Нет. Родину продавали.

Солдат хрипло вздохнул и продолжил.
– А вон у того лесочка, слева, в окопах взвод наш третий накрыло, всех подчистую. Нам поначалу артподготовку обещали, но что-то у них там, в полку, опять не срослось. Не подоспели они, в общем.
– Взяли высоту?
– Да как ее чёртову возьмёшь? Немец всё вокруг пристрелял.
– Жаль. Ребята зря погибли.
– Нет, мы не зря, мы за Родину погибли. А у вас тут, значит, немецкий завод теперь. Это вы зря живёте, а мы не зря гибли. Как же вы могли вот так?
– Понимаешь, солдат, они нас без боя взяли. Купили они нас, всю страну купили.
– Родину вы не любили, вот что! Мы вот за неё гибли. А вы что для неё сделали?
– Ничего. Заводы, которые снаряды для фронта делали, а после войны самолеты строили, мы разрушили, а на их месте построили большие магазины, чтобы торговать китайским барахлом и иностранной жратвой. Автомобильные заводы мы отдали немцам и французам. Хлебозаводы мы взрываем, прямо как немцы, а на их месте строим высотные дома, чтобы потом перепродавать квартиры и наваривать на этом деньги, обманывая друг друга. Тайгу нашу рубят китайцы. Всё немцы туда жадно рвались, но китайцы ближе и проворнее оказались. Карельский лес мы сами теперь финнам привозим, им и делать-то теперь ничего не надо. А на Украине и в Прибалтике опять фашисты маршируют.

Фигура солдата словно окаменела. Казалось, он не слышит всего этого. Но вот он повернулся, посмотрел на меня тяжелым, страшным от боли и злости взглядом и спросил:
– Как же вы с этим всем живете?
– А мы солдат об этом не думаем. Мы вообще не думаем. Разучились. Или отучили.
– А я вот думаю. О сержанте том, мальчишечке, думаю, как он всё мамку звал, когда умирал у меня на руках, худенький такой, лёгонький; о земляке своём думаю, всё вспоминаю, как ему ноги взрывом оторвало, а он на танк с гранатой так и пополз безногий; о взводе нашем третьем думаю, как их из пулемётов косили, а они залегли и землю жрали, чтобы взять вон ту высотку, где вы теперь машины свои заправляете. Эх, вы.
– Ты прости нас, солдат.
– Я то что. Я вам не судья. Вам здесь жить. Что могли, мы сделали. Мы свою жизнь честно прожили, Родиной не торговали.

***

Солнце уже давно село, задрожали первые несмелые звезды, низину заволокло туманом, засветилась огнями трасса вдали, загудела от караванов фур. Через несколько часов рассветет, рассеется ночь, проснется мир, и мы снова отправимся в дорогу. И снова будут мелькать за окном куски моей проданной и преданной Родины. И вы сколько угодно можете меня убеждать, что все эти заводы на иностранных инвестициях, это рабочие места, налоги в бюджет, отчисления на социальную сферу, но у меня перед глазами всё будет стоять тот окровавленный, в копоти солдат и еще десятки, сотни, тысячи, миллионы таких же, кто вгрызался в землю, освобождая по кусочку свою Родину, которую мы предали.
 
Ирина Богачёва
0
1215
17:28

Специально зарегистрировался что бы сказать — Спасибо. Ирочка, в тебе светится эта звёздочка, живой души — светлого тебе сияния.

Авторизация
Форум
Всего
Количество форумов: 34.
Количество тем: 51.
Количество сообщений: 81.
Обсуждения
Автор: sonnick84
Создана: 15 мая 2023 в 15:09
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 2489
Автор: sonnick84
Создана: 7 мая 2023 в 13:51
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 2574
Автор: sonnick84
Создана: 2 мая 2023 в 22:09
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 1969
Топ сообщений на форуме
В своих старых архивах отыскал статью от одного известного специалиста, скачено на одном из интернет сайтов....
Автор: Soldat
Создано: 18 сентября 2019 в 20:35
Рейтинг: 1
Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист. информации 1239
Создано: 15 марта 2020 в 17:51
Рейтинг: 1
Людмила Чанова( Даровских): Причина выбытия пропал без вести Место выбытия Карело-Финская ССР, Медвежьегорский р-н, оз. Хижозеро, в районе Источник информации ЦАМО Номер фонда ист. информации 58 Номер описи ист. информации 818883 Номер дела ист....
Автор: Admin
Создано: 22 марта 2020 в 23:18
Рейтинг: 1
А что нужно для печеного в золе картофеля? Картофель — сколько душе угодно Костер с кучей золы 1. Для приготовления картошки нужен долгогорящий костер. Аккуратно убираем костер в сторону, и на том месте где он был, лопаткой или палкой вырываем в золе ямку. 2....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 22:55
Что потребуется для вкуснейшего супа с копчёностями: -Вода из ручья — 4 литра. -Горох — 500 гр. -Тушенка из говядины (или свинины) — 1-2 банки (в зависимости от возможностей) -Сырокопченая или любая копченая колбаса — 150 гр. -Картошка — 2 шт. -Репчатый лук — 1 шт....
Автор: Admin
Создано: 8 июня 2019 в 23:01

При полном или частичном использовании материалов ссылка на Наркомпоиск обязательна (в интернете — гиперссылка).