От автора
Коротко напишу почему я занимаюсь историей малого охотника СКА-0412 (он же М-11, он же МО-412). Моя старшая дочь делает сценарии для настольной военно-исторической игры «Великая Отечественная», а я ей помогаю. Сюжеты для сценариев разыскиваем в основном в книгах, но иногда и на военных сайтах и форумах. Вот так нашли сюжет, который был опубликован на «Цусимских форумах». Сюжет был интересный, но при написании сценариев, в начале мы всегда пишем краткое вступление о месте события и его участниках, как правило это командиры крупных войсковых соединений, например, дивизий. О них всегда можно найти информацию в интернете. А тут небольшой советский корабль. Начали поиски на сайте «Память народа» людей которые могли бы служить на этом катере в годы войны. Я увлекся этими поисками и вот занимаюсь ими уже второй год. За это время определил 47 человек, которые служили в разное время на этом катере. Нашёл родственников (детей, внуков, правнуков) примерно половины из них, со многими из которых общаюсь в российских социальных сетях «Одноклассники», «Вконтакте», «Мейл.ру». Изучая наградные документы членов экипажа малого охотника СКА-0412 Азовской военной флотилии обнаружил интересный эпизод со спасением советских лётчиков в сентябре 1943 года.
Награда Деркача.
В наградном листе старшего сигнальщика СКА-0412 Деркача Евгения Тихоновича (уроженца хутора Албаши, Новоминского района, Краснодарского края) описан эпизод спасения двух лётчиков 2 сентября 1943 года. Вот он:
Фрагмент наградного листа на орден «Красная Звезда» на старшину 2 статьи Деркача Евгения Тихоновича.
Благодаря помощи историка Кузнецова Андрея Ярославовича удалось уточнить, что эпизод фактически произошёл 3 сентября 1943 года.
Старший сигнальщик СКА-0412 Деркач Евгений Тихонович
3 сентября 1943 года группа из 5 штурмовиков Ил-2 23-го штурмового авиационного полка в сопровождении 8 истребителей ЛаГГ-3 3-го истребительного авиационного полка в 09:20 в 8 милях восточнее Мариуполя атаковала «4 БДБ в охранении 5 катеров» (БДБ – быстроходная десантная баржа).
При выполнении этой задачи Ил-2 (пилот — командир звена младший лейтенант Киянец Б.М., стрелок — штурман 3-й авиаэскадрильи старший лейтенант Костенко И.Н.) подбитый прямым попадание снаряда зенитной артиллерии противника, с неработающим мотором произвёл посадку на воду в Азовском море, в 5 милях южнее косы Кривой.
Подбитый и упавший в море штурмовик Ил-2.
При 8-ми бальном шторме, используя жилеты САЖ-1 и спасательную шлюпку ЛАС-1, Киянец Б.М. и Костенко И.Н. продержались в течении 3-х часов, пока были подобраны высланным на помощь малым охотником СКА-0412 Азовской военной флотилии.
Любопытно, что сигнальщик охотника Деркач Е.Т. был награждён за спасение лётчиков практически через две недели после события 19 сентября 1943г.
О лётчиках и самолёте.
Ил-2 — советский штурмовик времён Второй Мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук. Лётчики 23 штурмового авиационного полка ВВС Черноморского флота Киянец Б.М. и Костенко И.Н. пилотировали двухместную версию этого самолёта, на вооружении которого были две пушки 23 мм ВЯ в консолях крыла, два пулемёта ШКАС (крыльевые), реактивные снаряды РС-82. В качестве оборонительного вооружения на двухместных вариантах устанавливался пулемёт УБТ калибром 12,7 мм.
Группа штурмовиков Ил-2 над морем.
Штурман Костенко И.Н. воевал с первого дня войны и имел более 50 боевых вылетов, а вот пилот штурмовика Киянец Б.М. закончил Военно-морское авиационное училища имени Леваневского, с дислокацией в с. Безенчук, Куйбышевской области только в феврале 1943 года и имел к этому моменту 16 боевых вылетов.
Этот эпизод не остался не замеченным и в биографиях пилота и стрелка Ил-2. В ноябре 1943 года пилот Киянец Борис Михайлович был награждён орденом Отечественной войны 2 степени и в его наградном листе этот эпизод упоминается:
Фрагмент наградного листа на орден Отечественной войны 2 степени на младшего лейтенанта Киянец Бориса Михайловича.
Пилот Ил-2 Киянец Борис Михайлович.
А через полгода, в марте 1944 года орденом «Отечественной войны» 1 степени был награждён и штурман Костенко Иван Никифорович, и этот эпизод также стал одним из поводов для награждения:
Фрагмент наградного листа на орден Отечественной войны 1 степени на старшего лейтенанта Костенко Ивана Никифоровича.
Послесловие.
Всё бы в этой истории счастливого спасения было бы хорошо, если бы не гибель обоих лётчиков в 1944 году:
Костенко И.Н. погиб 19 марта 1944 года в районе города Евпатория.
Киянец Б.М. не вернулся с задания 30 июля 1944 года в районе порта Сулина (Румыния).
Наш же герой — Деркач Евгений Тихонович дожил до Победы. Кроме указанного выше ордена был награждён медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
После войны работал на Северо — Кавказской железной дороге в городе Ростове-на-Дону. К сожалению его жизнь не была долгой – он умер в 1958 году в возрасте 41 года.
Литература:
1.
Документы с сайта «Память народа»
2. Личные архивы Кузнецова А.Я., Геращенко А.А.
Александр Геращенко