Авторизация
Форум
Всего
Количество форумов: 35.
Количество тем: 4.
Количество сообщений: 4.
Обсуждения
Автор: Admin
Создана: 8 июня 2019 в 23:26
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 96
Автор: Admin
Создана: 8 июня 2019 в 23:19
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 156
Автор: Admin
Создана: 8 июня 2019 в 23:01
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 990
Автор: Admin
Создана: 8 июня 2019 в 22:55
Сообщений в теме: 1
Просмотров: 821

Канатная дорога смерти

29 июня 1941 года открылся ещё один фронт Великой Отечественной — на самом севере Европы, под Мурманском. Для снабжения своих войск немцы тут протянули многокилометровую канатную дорогу, но почти не смогли продвинуться вперёд. Хотя Гитлер мечтал захватить незамерзающие порты Кольского полуострова, чтобы туда не попадали военные грузы из США и Англии, а также стратегически важные месторождения руд цветных металлов.Кровопролитные бои в Заполярье продолжались три с половиной года. 
 
канатная дорога  

Немецко-фашистским оккупантам крайне важна была эта земля как сырьевой источник. Во вторых, немцы постоянно, но безуспешно стремились пробиться к Мурманску — единственному на нашем Севере транспортному незамерзающему порту и железной дороги из Мурманска на Москву. А Красной Армии, соответственно, крайне важно было сохранить единственный порт, который принимал караваны судов союзников и отправлял грузы железной дорогой вглубь страны. Если бы нам не удалось удержать Мурманск, фашисты не пропустили бы через горло Белого моря ни одного судна в Архангельск. Как бы то ни было, военные поставки союзников, безусловно, в какой-то степени облегчили бремя нашей борьбы и ускорили разгром фашистской Германии. Архангельский порт, тоже принимал караваны судов союзников и посылал свои транспортные суда за грузом в Америку и Англию. Но работал этот порт не круглогодично. Да, и путь в Архангельск дальше и транспортировка железной дорогой до Москвы тоже дальше. 

Но помимо наших морских перевозок по ленд-лизу, Германию сильно волновали собственные поставки сырья, для функционирования своей военной машины. Никель — стратегическое сырье для германского ВПК — вот главная причина всех экономических действий оккупантов на севере. В фашисткой Германии не было своих сырьевых ресурсов для выплавки специальной легированной стали, столь необходимой для производства брони, оружейной стали, деталей машин и прочего. Поэтому они приложили немало усилий для скорейшей добычи руды. 

Чтобы не допустить вывоза руды морем, Северный морской флот и авиация контролировали и топили немецкие транспортные рудовозы. Поэтому для перевозки этого стратегического сырья требовалась безопасная транспортная коммуникация, мало подверженная атакам Советской Армии. Ею и стала канатная дорога и секретный причал севернее несуществующего города Тарнет. Тарнет — еще один топографический казус времен второй мировой войны, образовавшийся из-за разночтения несовершенных карт. В настоящее время Тарнет это заброшенные остатки причальной стенки между населенными пунктами Печенга и Трифоново. 
 
немцы на кольском полуострове

В то время еще не было googlemaps и прочих снимков из космоса. Простенькая аэрофотосъемка хоть уже и существовала, но была в зачаточном состоянии и использовалась в основном для решения тактических задач. Карт этой местности, как таковых не было. Как и дорог на полуострове тоже еще не было. Вместо дорог были звериные тропы. Грузы перевозили на вьючных лошадях. Индустриализация 30-х годов и промышленное развитие еще не пришли в эти места. 

Из-за ошибок в обозначении дорог и тропинок на советских и немецких картах, с началом боевых действий на Мурманском направлении фашисты столкнулись не только с массовым героизмом советских солдат и офицеров, но и с полным бездорожьем. К удивлению фашистов, не оказалось даже тех дорог, на которые они рассчитывали, опираясь на данные разведки: вместо дорог были оленьи тропы. А единственная известная дорога, от Печенги до Титовки с трудом оправдывала свое название, а через 3 километра после Титовки и вовсе заканчивалась в тундре. Ни о каком северном блицкриге говорить не приходилось — только пешие егерские батальоны, только то оружие, которое можно нести на себе. 
 
немецкие егеря

Такая обстановка с дорогами и навигацией заставила немцев изменить и свой привычный образ оккупации. В отличии от европейской части России, здесь в условиях севера необходимо было думать, как обогреть, накормить, обеспечить боеприпасами застрявших в сопках егерей. Привезенные с собой мулы помогали мало. Из Германии были переброшены лошади-тяжеловозы, из Финляндии и Норвегии олени и даже несколько десятков собачьих упряжек. Суровая зима 1941-1942 гг. стала настоящим экзаменом для тыловых служб. Остро не хватало техники и людских ресурсов. Были созданы специальные подразделения дорожной службы, сформированные наспех из финской молодежи. 

Немецкая металлургическая промышленность требовала никель и свинец, залежи которых СССР освоит в 1965 году в ходе молодежного десанта на север. Поэтому в годы оккупации для строительства дорог, развития коммуникаций и освоения рудников на Север Норвегии и в район Печенги потянулись колонны военнопленных, стала завозиться военная строительная техника, появились десятки групп проектировщиков. Никогда до 42-го года Заполярье не видело такого строительного бума, как в 1942 г. Нужно было срочно наладить поставку ресурсов с оккупированных территорий в Германию — немецкая промышленность задыхалась без сырья. 

Одновременно в нескольких местах велась отсыпка полотна трансарктической железной дороги. По замыслу фюрера она должна была протянуться вдоль берегов Норвегии, вплоть до Мурманска. Для реализации этого замысла использовался каторжный труд десятков тысяч военнопленных… В том числе, как быстровозводимые, монтировались несколько подвесных канатных дорог, приспособленных в любую погоду, в любое время года и суток перевозить грузы и раненых. Общая протяженность канатных дорог около 300 км. 
 
немцы в заполярье

Это было удивительное сооружение. Поражало, что оно было создано и нормально функционировало в условиях войны, и изменчивого климата. Здесь сказались традиционно высокая техническая культура Германии и важность Заполярного региона для военной промышленности третьего рейха. Зачем это было нужно строить эти дороги? 

Только потому, что эта канатка была дешевле и строилась быстрее. Скрупулезные расчеты немецких специалистов показали, что затраты на строительство такого дорогостоящего сооружения вполне окупались немалыми экономическими и военными выгодами. Дорога работала, несмотря на неоднократные попытки Красной Армии вывести ее из строя. Практически от своих военных баз на территории Норвегии фашистами непрерывно осуществлялся ввоз не только того, что нужно для жизни и боевых действий горных егерей прямо к линии фронта, но и доставку различных материалов для создания особо прочных оборонительных сооружений. А обратно, этой же дорогой производился вывоз стратегического сырья в Печенгу, откуда кораблями никель плыл в Германию. Обе дороги летом 1942 г. были введены в строй и исправно работали до начала Петсамо-Киркинесской операции. 

Про канатную дорогу написано в книге М.Орешета «Лиинахамари»: «Подвесная канатная дорога связывает Паркино с Большой Западной Лицей и районом Титовки-реки. Начато строительство в 1942 г., окончено в 1943 г. Представляет собой высокие деревянные столбы с интервалом 25 метров. На вершине каждого столба, укрепленная распорками перекладина. На каждой перекладине укреплено два ролика, на которых лежит по одному тросу. Через каждые 500 м имеются станции, где находится дизель, приводящий в движение трос. Вагонетка — деревянный ящик 100×800 см, окованный железными листами, грузоподъемностью 100 кг. Скорость 8 км в час, между вагонетками 50 м, производительность 10 тонн в час». Если учесть, что наибольшая грузоподъемность немецкого грузовика в то время была 3 тонны, то, соответственно, канатная дорога заменяла в сутки около 70 машин, которые были подвержены атакам с воздуха и капризам погоды. От линии фронта по канатной дороге вывозились раненые, пустая тара, почта и т.д. 
 
немецкие горные егеря

Долгое, почти трехлетнее противостояние на северном фронте, тем не менее, постоянно уносило жизни бойцов: боевые вылазки в тылы противника, бомбардировка, снайпера, мины, обморожения, действия на море, диверсионные рейды — смерть была везде в этой пустынной местности. Нельзя рассматривать войну в Заполярье в отрыве от остальных боевых действий Второй Мировой. Успешные действия Красной Армии на других участках фронта заставили фашистов снимать солдат с Северного фронта. В результате создалось равновесие сил. Противник исчерпал свои наступательные возможности и не мог уже продолжать наступление без значительных подкреплений. Но, сил для обороны нужно гораздо меньше. 

Силы Красной Армии, хотя и возросли, но были ещё далеко не достаточными для того, чтобы перейти в решительное наступление. Штурмовать немецкие укрепления в голом поле, где негде спрятаться без тяжелого вооружения возможно только при многократном перевесе в оружии в людях. Поэтому только осенью 1944 г., после заметного улучшения ситуации на Центральном и Южном фронте, советским войскам удалось прорвать фронт. 

Потери Красной Армии при штурме были большими, ибо за три года местность превратилось в сплошной непроходимый, пристрелянный рубеж обороны. Немцы и норвежцы за годы противостояния успели построить настолько глубоко эшелонированную оборону, что выковырять их из подземных каменных укреплений было очень сложно. Укрепления строились настолько глубокими и прочными, что некоторые из них и до настоящего время можно использовать. А прочность монолитов укреплений и за пошедшие семьдесят лет не уменьшилась ни на грамм. Основные дороги немцы перекрыли каменными стенами с блокпостами. Использование техники было ограничено. Горная и холмистая местность без дорог затрудняла и делала невозможным полномасштабное использование танков, машин, тяжелой артиллерии. Все вооружение переносилось на солдатских плечах. А бронежилетов тогда не было. 
 
схема канатной дороги

Стоит еще раз повторить и учесть непроходимость северной местности, отсутствие инфраструктуры, дорог. Повторю тот показательный факт, что для снабжения и переброски своих войск фашисты успели соорудить подвесную канатную дорогу, с помощью которой снабжали свои военные отряды у хребта Муста-Тунтури. Кое-где можно еще увидеть часть опор и железных частей от нее. 

Освобождение заполярья в 1944 можно разделить на две части. Первая часть это окружение и уничтожение основной группировки фашистов с 10 по 15 октября… Потом после недельного перерыва, который был необходим для перегруппировки и ликвидации котла с окруженными немцами, последовала вторая часть операции с 20 октября, когда начались бои за город Никель. Эта была успешная военная операция по окончательному изгнанию оккупантов с территории СССР и их разгрому в Норвежском Киркенесе. Выход советских войск и захват Никеля вынудили германское командование ускорить, а после налета на Киркенес советской авиации 21 октября — прекратить эвакуацию и приступить к капитуляции. В том числе и потому, что город Киркинес после бомбежки лишился последних запасов пресной воды, необходимой в первую очередь для котлов пароходов. 

Во время отступления немцы минировали дороги, взрывали их. Было отмечено, что немцы отступали со скоростью 40 км в сутки, тогда как советские войска за сутки преодолевали 8,5 км. Официальным окончанием Петсамо-Киркинесской операции считается 1 ноября, когда на севере Норвегии последняя немецкая воинская часть через перевал ушла из страны. 
 
советские солдаты  

По официальной статистике, в ходе боёв этой воинской операции германские войска потеряли значительное количество боевой техники, боеприпасов, амуниции. Вся эта техника осталась в земле Кольского полуострова, по которой я сейчас еду. Потери фашистов в живой силе, включая убитых, раненых и пропавших без вести, составили около 9 000 солдат. Значительно большими потерями обернулась операция для советской стороны. СССР за время операции с 7 октября по 1 ноября 1944 г. потерял: 21 233 воина, 2 122 из них, включая 611 убитыми — на территории Норвегии... 
0
51
Нет комментариев. Ваш будет первым!