Мой прадедушка – Владимир Иванович Алексеев. По сведениям дедушки и моего папы, он родился в 1911 году, но в документе из военного архива значится 1910 (Папа везде пишет 1914), в г. Воронеж (по другим данным в с. Мельгуны). Возможно, добавил себе год при поступлении на лётные курсы ОСОАВИАХИМ, как делали многие из «недоростков» мальчишек, мечтающих о небе. После окончания Сталинградского авиационного училища (1931 год учебы) был направлен в авиационную Академию им. Жуковского (1934гю). А после этого проходил переподготовку в школе повышения летного состава в г. Липецк (1939 г.), где осуществлялась подготовка летчиков Ассов. В этой школе в одной команде с моим прадедушкой обучался и Василий Сталин, сын руководителя СССР.
Был лётчиком – испытателем. Судя по рассказам прабабушки, иногда слишком «рисковым». При испытании одной из боевых машин (тяжёлый бомбардировщик), нарушая инструкцию, в полной вере в свои способности и возможности новой модели самолёта, решил пролететь на запредельно низкой высоте над проходящим железнодорожным составом. Самолёт не подвёл, лётчик доказал, что машина способна превзойти заданные параметры высоты. Но, резко выводя вверх самолёт из «пике», стукнулся лицом о рычаг управления и… лишился двух передних зубов. (На оставшемся с тех времён семейном фото – сверкает улыбкой с двумя металлическими коронками). А уж за нарушение инструкции получил, разумеется, – «по первое число». Но товарищи из эскадрильи его поняли. Не он один совершал подобные «проступки». Уже ходили слухи о возможной войне, а задача «тяжёлых бомбардировщиков» – уничтожать наземные силы противника, стараясь нагрянуть внезапно, незамеченными. Вот и искали пути к этому отважные «соколы». А как им гордились родители, когда по вручённому им «приглашению-пропуску», они наблюдали на праздничных парадах в дни ВВС, как их сын пролетал в эскадрилье «сталинских соколов» со своим звеном над Красной площадью, выполняя фигуры высшего пилотажа. Это бывало и в те годы, когда он ещё учился в Высшей Военной лётной Академии имени Жуковского. Те же фигуры высшего пилотажа он выполнял со своими друзьями по эскадрилье и в День физкультурника.
После окончания Академии он получил направление в лётную часть города Курск. Женившись, там и проживал со своим семейством – женой Аней и маленьким сынишкой Юриком, моим дедушкой. Родственники вспоминали, как за три месяца до начала войны, он приезжал со своим лётным звеном на воронежский завод, на котором трудились многочисленная родня, проводил испытания изготовленных там самолётов и на них они отправлялись в пункт назначения.
Основное место дислокации части моего прадедушки был г. Курск. Там он служил в 51 авиационном полку 48 авиационной дивизии, в дальней бомбардировочной авиации.
Когда началась война, его уговаривали остаться инструктором по обучению лётному делу молодых парней. Моя прабабушка рассказывала моему папе, как он возмущался, возвращаясь в очередной раз от высшего начальства:
– Там немцы, кидают бомбы на детишек, беременных женщин, стариков убивают, а я – здоровый молодой мужик, должен здесь прятаться!!! Моя прабабушка была в то время на последнем месяце беременности вторым ребёнком.
Он добился своего. Но не успел того, к чему стремился!
26 июня 1941 года не вернулся с боевого задания. Погиб «на Минском направлении», уничтожай танковую колонну, успев прикрыть своего «ведомого». Так и остался в списках – в звании капитана, командиром эскадрильи.
PS. От имени Наркомата Поисковых Дел, прошу всех присоединится к установлению судьбы летчика, капитана Алексеева Владимира Ивановича. Информацию просьба оставлять в комментариях, личных сообщениях vk.com/gromoff72 или писать на почту narkompoisk.ru
15.7.1938. 51-й скоростной бомбардировочный авиационный полк сформирован на аэродроме Курск. На вооружении шести эскадрилий состояли СБ-2.
Весна 1939. Полк стал 51-м дальнебомбардировочным.
11.3.1940. 12 экипажей были отправлены в Архангельск для участия в советско-финской войне.
26.6.1941. Первый вылет экипажей полка на бомбардировку танковых колонн противника.
Лето 1942. Полк участвовал в рейде на столицу Германии, на военно-промышленные объекты Кенигсберга, Данцига и других городов.
26.3.1943. Полку было присвоено звание «Гвардейский».
15.8.1943. Перебазирован на аэродром Чугуев (Харьковская область).
24.8.1943. Полк получил почетное наименование «Полтавский».
24.5.1944. После освобождения Крыма полк награжден орденом Боевого Красного Знамени.
11.6.1945. За участие в Берлинской операции к названию формирования прибавилось «Берлинский».
15.12.1945. Полк стал 184-м гвардейским ПолтавскоБерлинским ордена Красного Знамени.
За Великую Отечественную войну экипажи полка совершили 8540 боевых вылетов, сбросили 8 883 950 кг бомб и налетали 32 484 часов. Из боевых вылетов не вернулись 360 человек – фактически троекратный состав части. Непосредственно за период службы в полку звание Героя Советского Союза получили 13 летчиков и штурманов.