Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Она фиксирует факты такими, какими они есть. И лишь историкам дано право судить о том, как развивались бы события при тех или иных условиях…
Например, как утверждают историки, в годы Великой Отечественной войны возможности советских танков использовались не в полную силу из-за просчетов в обеспечении топливом во время наступления, а брошенные в первые дни войны склады ГСМ во многом помогли танкам Гудериана приблизиться к Москве. Могло бы быть иначе.
Есть и сотни других примеров, когда наличие или отсутствие топлива в итоге влияло на итог боевой операции. Итак, а что же говорят историки о том действительно сложном периоде Великой Отечественной войны? Широкомасштабные исследования того периода провел почетный ветеран службы горючего, а в прошлом — начальник службы горючего Краснознаменного Белорусского военного округа генерал-майор-инженер в отставке Валентин Долгих.
Согласно его данным, войска Западного фронта к середине июля 1941 года были вынуждены оставить территорию Белоруссии, не использовав мобилизационные ресурсы и запасы материально- технических средств, в том числе горючего.
16 июля 1941-го советские войска оставили Смоленск, в котором многие годы размещался штаб Белорусского военного округа. В тот день командующий Западным фронтом доложил в Ставку ВГК: «Подготовленных в достаточном количестве сил, прикрывающих направление Ярцево — Вязьма — Москва, у нас нет. Главное — нет танков…». Без топлива они остановились!
Накануне зимы войска Западного фронта ощущали острый недостаток в зимних сортах масел для автомобилей. Проблема была разрешена простым методом — смешиванием летних сортов в определенном соотношении с керосином. Этот прием обеспечил работу автомобилей в суровых условиях зимы 1941 года.
В противовес немецкое командование стремилось завершить захват Москвы до зимы. Немцы не были готовы воевать зимой, при глубоком снеге, при низких температурах. При этом немецкая техника работала на летних сортах горючего и масел, применение которых в условиях зимы было невозможно. Дело в том, что перед войной Германия наладила производство синтетического бензина из угля, угольных смол, торфа, древесных отходов. Его составляющими являются ароматические углеводороды и прежде всего бензол, температура застывания которого плюс пять градусов.
В условиях подмосковной зимы 1941 года бензин в баках машин, масла и смазки застыли. Немецкая техника встала, новые танки и самолеты оказались не боеготовыми. По воспоминаниям ветеранов, например, в районе п. Крюково немцы круглосуточно подогревали свою броне- и автотехнику жаровнями, так как масла застыли, и техника перестала двигаться. Значительная часть ее была брошена при контрнаступлении советских войск…
Битва под Москвой обогатила службу снабжения горючим Западного фронта опытом обеспечения войск в оборонительной и наступательной операциях. Именно тогда были выработаны основные методы планирования обеспечения, ГСМ войск, установлен более высокий уровень запасов в войсках, на армейских и фронтовых складах.
Вообще, в годы Великой Отечественной войны значение горючего резко возросло, увеличился его расход, вызванный массовым применением военной техники и авиации. По имеющимся данным, расход горючего за всю войну составил 16,3 млн. тонн, было поставлено 5315 автоцистерн, 1548 бензозаправщиков,7026 контейнеров и другие технические средства.